Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
02:16 

Robert Patrick Yorke
Сновидец, неврастеник, социофоб.
И ради одного праведника не сожгу Содом! И ради одного ПЧ я готов написать длинный, длинный поцт.
autumn.sun, вот, я обещал и в конце концов, своё обещание выполнил. Лучше поздно, чем никогда, правда ведь??


Елена Войнаровская -- Присутствие (2016)

Ох уж эта Лена! Иногда она просто невыносима! Первая, тезоименная пластинке песня "присутствие" -- это элегия под пианино и дудук. Хорошо, но совершенно необязательно.
Такие песни пачками пишут и Лена с Олей, и Лена без Оли, и Оля без Лены. Иногда у Оли получается лучше -- например, песня "ледяной лес" с пост-рок группой Verba (в совокупности время, проведённое мной за прослушиванием этой песни, составит примерно сутки).
Вот так необязательно начинается самая важная для меня за этот сезон запись.

"Карфаген". А вот это -- концертный блокбастер. Очень тревожная. А вот к лирике, да и к вокалу по мелочам можно придраться. Собственно, зная творчество Flёur, логически понимаешь, что вот эти два настроения -- трагический и романтический -- так и будут определять облик всего альбома. Просто видеть мир таким в природе Лены и Оли, а они совет Шекспира "своей природе верен будь" восприняли со всей серьёзностью.

"Двое у окна". Очень сильное место на альбоме и просто хорошая песня про любовь. Вообще кажется, что и Лена, и Оля видит мир, как очень красивое место, полное зла, которое возможно преодолеть и тем исполнить своё предназначение. Именно поэтому герои самых трагических песен Flёur, например "улыбок сфинксов" подвержены не смерти, но вечной недоговорённости, которую невозможно изменить. Герои поставлены в положение из пьес Беккета, и особенно "в ожидании Годо". Это очень неуютное мировоззрение, уж поверьте бывалому (помимо Беккета на том же поле работал Кафка -- например, "охотник Гракх"). И когда придуманные Леной персонажи находят отдохновение хотя бы друг в друге, поневоле вздыхаешь с облегчением.

"Кофейные зёрнышки" начинаются с баса прямо как в "ice ice baby" и по настроению напоминают
самые элегические вещи Зои Ященко и её группы. Посыл "как славно быть женщиной, и главное --
живой!". Мне очень хочется написать мужской вариант, полемическую и дополняющую пародию в качестве жеста
уважения. Под названием, естественно, "кружка пива". Я люблю Лену до глубины души (даже больше, чем Оленьку!), но иногда её просто невозможно воспринимать серьёзно.

"Эдельвейсы" -- ещё один заход на территории Зои Ященко и вообще КСП. самая неудачная аранжировка на альбоме. Песня -- "сны в раскалённой пустыне" наоборот, с холодом вместо жары и сдержанным оптимизмом вместо трагедии одинокой смерти. Но этот вальсок вместо приличной оркестровки! Уберите Окуджава, здесь он ни к чему!111
А ещё, Лена не придумала рифму на "краски" и вместо рифмы поёт "эдельвейсы" там, где буквально напрашивается слово "аяхуаска". Гомерически смешно!

"Банка с краской" -- центральная вещь пластинки и прямое руководство к действию. Не откладывай на потом! Живи сейчас! Будь собой! Не дай себе засохнуть!
Лена поёт это без тени иронии, но прекрасно понимает, что есть люди, органически, буквально по строению своему неспособные принять этот её совет. Отсюда -- усталая интонация а-ля Том Йорк. Вообще, песни с этой пластинки напоминают две знаменитые греческие маски -- одна хохочет навзрыд, другая рыдает безутешно.

"Огнекрыый дракон" -- Ну к чему был пафос предыдущей песни, если эта говорит о прямо противоположном? Огнекрылый дракон из песни -- это тот самый Сивка, которого укатали крутые горки. И всё это -- в самой нежной аранжировке, которую я только могу себе представить.

"Налегке". Вообще-то впервые я слушал этот альбом в электричке. Отличния песня для путешественника. Ведь всегда, когда едешь куда-то без особенной цели, хочется верить, что едешь к лучшему.

"Если выпадет снег". Ещё одна элегическая вещь, повествующая о вероятной правильности мира. Музыка -- до комка в горле. "Будем делать безумные вещи, о которых так долго мечтали" -- на
самом деле довольно банально, а Ганнибал Лектер понимающе повёл бы бровью.
Но под такую музыку... действительно, "разделив нашу горькую нежность". Причём, с той же лёгкостью, с какой можно разделить, например, плитку горького шоколода.

"Тысячи вольт". Музыка сразу напоминает песню "взрывная волна", один из манифестов Flёur. Слова, кажется, о том, что героиня альбома не такая, как кажется, и состоит не из одной мимимишности. У неё, гм, довольно мощный потенциал.
Опять же, интереснее не то, что проговаривается в этой песне, а то, как.

"Город в солнце" -- ну, это безусловный шедевр и потенциальный концертный блокбастер.
Достаточно сказать, что Елена сейчас исполняет эту песню лучше, чем её автор, Анжей Захарищев фон Брауш. В её версии есть что-то мистическое -- это мистическое настроение предполагалось автором, но не было до конца реализовано.
В стихах есть некая схожесть с самой знаменитой вещью мистика и визионера Евгения Головина, "Эльдорадо", замечательно спетой группой "Ва-Банкъ"

"Автопортрет". Достаточно минорная и пессимистичная песня в стиле этериал. В ней Лена призывает не отрекаться от своей природы. И для начала неплохо бы эту самую природу знать.
И боже, как же она эротично пропевает слово "смерть"!
Из довольно банальных слов и совершенно понятных любому смертному стремлений Елена Войнаровская соткала полотно, достойное самых проникновенных вещей Cocteau Twins.

Разумеется, в конечном итоге это песня о сознательном самообмане, принятом за образ жизни.
Но, наверное, иногда лучше "рисовать на белой бумаге в белой комнате белым мелом". Учитывая, о чём именно следующая песня.

"Уходили парни на войну". Давайте не будем себя обманывать, несмотря на благородный посыл
предыдущей песни. Елена поёт о совершенно конкретной войне. Лена -- взрослая умная женщина, одесситка, то есть гражданка Украины, и у нас с Украиной, как бы это помягче высказаться, "режим АТО" (этот эвфемизм применялся и во время второй чеченской). Война некоторым образом докатилась и до её города, Одессы, хотя и не разрослась так сильно.
Разумеется, Лена поёт о войне, как абстракции. О войне благородной и справедливой, участники которой, однако, всё равно постоянно и необратимо разрушаются изнутри. Из людей превращаются в персонажей эпоса. И если для людей типа покойного "командира Гиви" стать абстрактным героем современного фольклора было верхом желаний, то люди, у которых есть хотя бы внутреннее содержание (помимо мешка кишок), не говоря о такой мелочи, как престарелые родственники на содержании, почему-то в герои не рвутся и тем самым очень огорчают политиков.
Очень жаль, что покойный "народный командир Гиви" не может теперь рассказать политикам, что жарче -- адское пламя или всё-таки термобарический заряд из огнемёта РПО-А "Шмель".

"Большая Ложь". Помните строки "правда всегда одна -- это сказал фараон". Ну, вот это песня примерно о том же. Мелодия не такая яркая и запоминающаяся, как у Нау, но на то Нау и легенда. В стиле готик-этериал, в котором работают духовные наставники Flёur, вообще достаточно сложно написать весёлую поп-рок-песничку. Тем более, что и лирика -- не про любовную любовь.

Знаете, когда группа "Н.О.М." изображает из себя ёбаную мать Терезу и заявляет мне "гнидой не будь!" (реально, название их песни) -- моя первая человеческая реакция -- намотать галстук их фронтмэна на колесо проезжающего мимо велосипеда.
Насколько же тоньше работает Елена, донося в песне "то, что делает нас людьми" посыл Леонида Фёдорова из его песни "доброта". Посыл этот стар, как само человечество.
Другого финала у такого альбома и быть не могло. За это и люблю. Спасибо, Лена. Спасибо, большое!




...Вот так должен был бы закончиться мой пост (впервые опубликовано в 0141 сего же дня), но на самом деле он кончается совсем не этим.
Дело в том, что совершенно не воспринимающийся цельным сольный альбом Елены Войнаровской на самом деле концептуально цельный. Это вещь в себе. И вот похоже, что следующий альбом Flёur, если он вообще будет, будет самым нервным и жестоким из всех. Потому что извините, но в рамках данной концепции Flёur себя исчерпали. В их песнях нет ни намёка на юмор, тем более на сарказм. А когда им хочется написать весёлую песню, получается нечто вроде песни "тёплые коты".

Лейтмотивом моего описания, если вы не заметили, было "трагизм", было "дуализм", было "любовь как спасение" и даже "самообман". Лена и Оля верны своей природе, не отступают и не сдаются. И почти никогда не шутят. Послушайте, я говорю об авторах таких песен, как "Эволюция. Тщетность", "Карусель" и "Ремонт". Да даже в их самых ранних работах типа "печальный клоун" или "обескровленная Мэри" это ясно просматривалось.
И следующим логическим шагом в творчестве Flёur будет, несомненно, отказ от творческих условностей, от того ложного оптимизма, который якобы помогает им жить. Потому что, в отличие от меня, они не бухают до зелёных фей, и воспринимают эту реальность очень серьёзно. Но когда они про любовь, то всегда про любовь чужую. Я не слышал от них песни, посвящённой их мужьям или детям.
Поэтому ждите грозы. А пока давайте затянем: ".на пустынные степи тени легли"
Это ведь из творчества Андрея Платонова. "В прекрасном и яростном мире"

URL
Комментарии
2017-05-21 в 10:53 

autumn.sun
ни чуть не поздно, в самый ранний утренний час.

спасибо за мысли и за отсылки к художественным произведениям (записаны в блокнотик).

2017-05-21 в 14:15 

Robert Patrick Yorke
Сновидец, неврастеник, социофоб.
Дыкъ не за чтоъ! Я ещё и на машинке умею

URL
   

главная